Tuesday, October 2, 2007

Каюсь, грешен.

Весь этот месяц я в основном готовился к экзаменам в аспирантуру. И как известно всегда вся самая основная подготовка приходится на последние дни перед экзаменом. Так получилось и с философией. Из-за того, что я провафлил много времени, некоторые разделы этой чУдной науки так и остались мной до конца непознанными.
К оным, в частности, относился раздел марксистской философии (о чем жалею, и в ближайшие дни наверстаю), а другой раздел это русская философия, который я в общем-то пропустил вполне осознано и ни сколько об этом не жалею.

В чем же была причина, моего, столь не патриотичного поступка?
В начале, одного из прочитанных мной учебника, приводится цитата из Н. А. Бердяева: "Всю жизнь меня сопровождала тоска. ..., иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась". Бердяев это конечно говорил о себе как о философе и о философствовании. Однако именно это чувство я испытал когда дошел до раздела русской философии, и начал погружаться в ее средневековье. Вот тут все и закончилось, дальше средневековья я и не прошел, тоска меня одолела. Дальше читать не было ни желания, ни интереса. Ощущение того, что славянофилы, духовный академизм и всеединство вызовет у меня просто органическое отвращение, подвигло меня к тому чтобы этот раздел пропустить.

Однако это была не последняя встреча с русской философией, со спокойной душей оставленной мной в потемках апокалиптического средневековья. Еще один мой контакт с ней произошел в разделе посвященном теориям локальных цивилизаций. Там приводятся основы теории которую выдвинул Н.Я. Данилевский. По началу, читая о том как он разделил мировые цивилизации, я не заподозрил ни чего плохого, нормальное разделение, теория как теория ни чего особенно претенциозного. До того момента пока не дошел до этой фразы:"Ныне, считал он, на всемирно-историческую арену приходит русско-славянский культурный тип, призванный благодаря своей вселенской миссии воссоединить человечество." Именно после этого я все-таки окончательно решил воздержаться от чтения русских философов. И без моей личной на то мотивации и желания еще начитаюсь их и наслушаюсь.

No comments: